100 лет тяжелой авиации. Необыкновенная судьба Сикорского

100 лет тяжелой авиации. Необыкновенная судьба Сикорского

Опубликовано: 2012-02-17

В 2012 году столетний юбилей отмечает целая отрасль — тяжелая авиация. Родоначальником ее по праву считается выдающийся конструктор Игорь Сикорский — создатель первого в мире четырёхмоторного самолета, получившего название «Русский витязь». «Витязь неба» — так называется фильм о Сикорском, который покажет 16 февраля телеканал «Россия 1». Свои гениальные изобретения, в том числе вертолет, конструктор сделал в России, но после революции был вынужден покинуть родину.

В сентябре 1959 года руководитель КПСС и советского государства Никита Хрущев прибыл с визитом в США. Во время одной из встреч в Вашингтоне Дуайт Эйзенхауэр неожиданно предложил высокому гостю прокатиться на его президентском вертолете. После некоторых колебаний Никита Сергеевич согласился.

Надежность, комфорт и возможности этой машины поразили Хрущева. Советские газеты, сообщившие об историческом полете, умолчали только об одной детали — вертолет американского президента был создан нашим соотечественником, гениальным русским конструктором Игорем Ивановичем Сикорским.

Первые опытные вертолеты были построены им еще в России в начале ХХ века. В 1913 году Сикорским был также разработан и поднят в воздух первый в мире тяжелый четырехмоторный самолет. Одна из его модификаций получила название «Илья Муромец».

Этот воздушный гигант стал прототипом для всех крупных гражданских и военных самолетов на нашей планете. Впервые в мировой практике кабина пилота была заключена в обтекаемый корпус, а пассажиры могли прогуливаться по салону, где для них были предусмотрены плетеные кресла и столики, электрическое освещение и туалет. Благодаря «Илье Муромцу» Россия выдвинулась в абсолютные лидеры тяжелого самолетостроения, но революция вновь отбросила ее назад.

В 1918 году один из рабочих Русско-Балтийского завода успел предупредить Игоря Ивановича, что его фамилия уже включена большевиками в черный список «монархистов», и через день-два его расстреляют. Ночью, взяв паспорт и все наличные деньги, Сикорский, никогда не хотевший уезжать из России, расстался с ней навсегда.

В Америке вместе с такими же русскими инженерами-эмигрантами он основал фирму под своим именем. Первый коммерческий успех принесли Сикорскому его новые самолеты-амфибии, с помощью которых компания Pan American открыла новые линии сообщений с Карибским бассейном и Латинской Америкой. В 1934 году благодаря воздушным клиперам Сикорского Соединенные Штаты впервые обошли по числу мировых рекордов Францию и вышли в лидеры мировой авиации.

А в 1939 году Сикорский разработал и поднял в воздух свой первый в мире одновинтовой вертолет, открыв новую эру в истории воздухоплавания.

«Давным-давно великий человек высказал идею о машине, похожей на вертолет. Его звали Леонардо да Винчи. Это его рисунок летательного аппарата, в котором он использовал основной принцип воздушного винта. Считается, что Леонардо да Винчи экспериментировал с винтами, похожими на этот. С тех пор многие люди пытались построить вертолет. Я сам попробовал сделать два — в 1909 и 1910 годах. Это мой вертолет 1910 года», — показывает принцип действия вертолетного винта и эскиз первого вертолета авиаконструктор и изобретатель Игорь Сикорский.

Уже в 1944 году вертикально взлетающая машина гениального русского конструктора успешно осуществит первую боевую спасательную операцию. По разным данным, только в ХХ веке одновинтовыми вертолетами, созданными по схеме Сикорского, в мире было спасено более миллиона человеческих жизней.

Фильм Алексея Денисова «Игорь Сикорский. Витязь неба» смотрите на канале «Россия 1» 16 февраля 2012 года ровно в полночь.

Источник: vesti.ru