Проблесковый маячок

Проблесковый маячок (в просторечии мигалка) — один из типов специальных световых предупреждающих огней (спецсигнал), устанавливаемых на крышу транспортного средства или над ней. Служат для предупреждения участников движения, определения приоритетности движения и дают иныепривилегии либо предупреждают других участников дорожного движения.
Преимущества автомобилей с установленными проблесковыми маячками
Автомобиль с включённым проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом имеет правоотступать от требований некоторых пунктов правил дорожного движения, в том числе игнорировать сигналысветофора (если это будет безопасно и не создаст аварийную ситуацию для других участников дорожногодвижения). Игнорировать сигналы регулировщика водитель автомобиля с включенным спецсигналом праване имеет.

При приближении транспортных средств с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальнымзвуковым сигналом водители должны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда этихтранспортных средств.

Если в дополнение к синему, включен еще и красный маячок, то водители обязаны уступить дорогу исопровождаемым транспортным средствам.[1]

Требование уступить дорогу означает, согласно действующим в России правилам дорожного движения, чтоучастник движения не должен «начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какойлибоманевр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к немупреимущество, изменить направление движения или скорость[2]

Водители транспортных средств и машин дорожноэксплуатационных служб с включённым проблесковыммаячком оранжевого цвета в процессе выполнения работы на дороге могут отступать от требованийдорожных знаков и разметки, а также некоторых пунктов Правил при условии обеспечения безопасностидвижения. Другие водители не должны препятствовать их работе. Это единственная привилегия оранжевыхмаячков. Преимущества в движении такой маячок не даёт, и служит большей частью для привлечениявнимания и предупреждения других водителей об опасности.

Ответственность водителей

Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесённые на наружныеповерхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включённымипроблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом — карается штрафом от 300 до 500рублей, или лишением прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Общественное отношение к проблесковым маячкам

Проблесковый маячок крайне полезен в случаях, когда необходимо быстрое перемещение автомобилей подорогам, в первую очередь это касается автомобилей экстренных служб (пожарная, полиция, скораяпомощь, служба газа…). Иногда перемещение данных автомобилей происходит в условиях затрудненногодвиженияпробка»). Маячок, установленный на автомобилях экстренных служб, существенно сокращаетвремя в пути, а ведь от этого порой зависит жизнь и здоровье людей. Но если маячков на дороге слишкоммного, это существенно затрудняет движение, что негативно отражается на душевном состоянии всехучастников дорожного движения. Если к машинам экстренных служб большинство участников дорожногодвижения относятся с пониманием, то отношение к маячкам, установленным на иных машинах,— крайненегативное: «…этонеприкасаемыеводители с мигалкой, волшебной бумажкой, ксивой, корочкой, телефоном нужного человека. Наказать их практически невозможно, как показывает практика. Гаишники немогут с ними ничего сделать, и беспредел со сторонымеченой властитолько растет.[3]»

Постановлением Правительства России от 1 декабря 2006 г. № 737 «О специальных световых и звуковыхсигналах» количество спецсигналов, установленных на автомобили, не принадлежащих экстреннымслужбам, ограничивается 967 штуками. Реальное же количество ездящих по России «мигалок» превышаетэту квоту как минимум на 20 %.[4]

Сергей Шойгу утверждал, что проблема со спецсигналами связана с существованием структур«параллельных МЧС»[5]. В результате идёт процесс лишения спецсигналов и спецокраски муниципальной иведомственной пожарной охраны.

Общественные акции, направленные на борьбу с чрезмерным количествомпроблесковых маячков

  • В конце 2009 года газетой «Ведомости» и радиостанцией «Серебряный дождь» была организована акция«Охота на мигалки»[6]. По условиям акции, любой желающий может сфотографировать автомобильнеэкстренных служб с установленным проблесковым маячком и отправить эту фотографию в редакцию. Непременным условием было то, что на фотографии должен быть читаемый номерной регистрационныйзнак. После подсчёта номеров будет объявлено количество установленных сверх положенных по законупроблесковых маячков. По состоянию на апрель 2010 г. их было насчитано 1201[4]. Итогом акции сталооткрытое письмо Министру МВД Нургалиеву[7]. На что был получен ответ от главного государственногоинспектора безопасности дорожного движения России Виктора Кирьянова[8]. Газету «Ведомости» не устроилответ главного государственного инспектора безопасности дорожного движения России Виктора Кирьянова отом, что часть сфотографированных автомобилей действительно незаконно пользуются спецсигналами и ихвладельцы будут наказаны. «Ведомости» направили повторный запрос в МВД с просьбой раскрыть полныйсписок нарушителей, незаконно пользующихся мигалками. И попросили объяснить, почему в некоторыхрегионах — СанктПетербурге, Московской области, Хабаровском крае и Чеченской Республике оказалось такмного автомобилей со спецсигналами. По постановлению в регионах могут быть только две машины смигалками — губернатора и главы законодательного собрания[9]. Количество нафотографированных мигалокна 15 июня 2010 г. составило ровно 1300 шт.[4].
  • В апреле 2010 г. было создано Общество Синих Ведёрок, цель которого — посредством флешмобакцийпривлечь внимание общественности к проблеме использования проблесковых маячков водителями машиннеэкстренных служб. Каждому, кто хочет присоединиться к Обществу, предлагается установить на крышесвоего автомобиля ведро синего цвета, по форме напоминающее проблесковый маячок.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>