Самолеты стали подвластны законам эволюции

Самолеты стали подвластны законам эволюции

Опубликовано: 2014-07-23

Эволюция — это универсальный закон природы, и работает он также в сферах физики и технологии. Американские ученые представили модель эволюции гражданской авиации, от транспортника 1930-х Douglas DC-3 до гигантских Боингов 777 и 747. Результаты исследования представлены на страницах журнала Journal of Applied Physics, а кратко с ним можно ознакомиться на сайте Университета Дьюка.

Как и с живыми существами, умеющими летать (птицы, летучие мыши, насекомые), эволюция самолетов идет в сторону увеличения размеров. Однако при этом должно выдерживаться определенное соотношение массы двигателя к массе всего корпуса. В мире животных этот закон также работает: масса органов, связанных с движением (мускулов, сердца и легких) должна быть пропорциональна массе тела.

Американский физик Адриан Бейджэн (Adrian Bejan) вместе с французскими коллегами поднял базы данных по коммерчески успешным моделям гражданских самолетов, учитывая такие параметры, как год запуска, размер, среднюю эксплуатационную скорость, массу двигателя и топлива, дальность полета, размах крыльев и длину фюзеляжа.

Были обнаружены две четкие закономерности. Во-первых, за столетие существование авиации самолеты становятся все больше и больше. Во-вторых, соотношение массы корпуса к скорости у большинства моделей идеально соответствует аналогичной пропорции у эволюционно успешных млекопитающих, птиц и насекомых.

Примечательно, что от магистральной линии эволюции самолетов отклонился «Конкорд». Это воздушное судно отличал слишком большой вес, диспропорциональная длина корпуса относительно размаха крыльев, громоздкие двигатели. Возможно, нарушение «Конкордом» неписаных конструктивных правил и обрекло его на коммерческий провал, предполагает Бейджэн.

По словам физика, авиационные компании и конструкторские бюро правильно предчувствовали законы эволюции самолетов и запускали в производство наиболее оптимальные модели. Также ученый выразил надежду, что его теория поможет предсказать ход дальнейшего развития самолетостроения.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>