SMS-информирование: как не нарушить законы «О рекламе» и «О связи»?

Все мы не только предприниматели, но еще и покупатели. И все порядком устали от смсок, которые каждый день валятся в телефон десятками. Как сделать, чтобы ваша смс-рассылка воспринималась не как «Спам заколебал уже», а как «О, пишут, что у них что-то классное, надо заглянуть»? Короткий обзор: как сделать, чтобы клиент дал согласие на смс-рассылку, причем не просто головой покивал, а подписал документ, который защитить вас от штрафов? Что вы можете предложить в обмен на вторжение в личное пространство человека? (а сообщения в гаджете, несомненно, к таковому относятся). Как относиться к пользователям с уважением и при этом использовать смс-рассылку? Рынок SMS-рассылок регулируется законами «О связи» и «О рекламе». Для добросовестной кампании в первую очередь необходимо собрать базу абонентов, добровольно давших свое согласие на осуществление рассылки. Согласно статье 44 ФЗ «О связи», рассылка «должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки». В случае отсутствия согласия заказчик SMS-рассылки рискует получить штраф со стороны Федеральной антимонопольной службы, размер которого варьируется от 100 до 500 тысяч рублей. Причем это санкции не за целую рассылку, а за каждое сообщение, на которое не было получено согласие. Кроме того, заказчик может получить штраф за спам-рассылку и от оператора сотовой связи, абоненту которого было отправлено сообщение. Сумма такого штрафа определяется уже не законом, а договором с оператором. Очевидно, что получить согласие абонента перед осуществлением рассылки гораздо выгоднее. Бонусы и скидки Самый простой и эффективный способ это по-прежнему предложить клиенту бонусы или скидки. Например, с помощью формы на сайте «подпишись на информационную рассылку и получи скидку 20%». В случае с ритейлом для получения согласия можно привлечь персонал магазина – поинтересоваться качеством работы, показать как вам важно его мнение и предложить SMS-информирование. При заказе по телефону предложите клиенту в подарок сопутствующий товар в обмен на согласие. Важное условие – подарок должен быть полезен и интересен вашему клиенту: набор для чистки обуви при покупке новой пары, напитки при заказе пиццы и прочее. Для получения согласий можно использовать и SMS. При осуществлении заказа или покупки вручите клиенту флаер: отправьте бесплатное сообщение на короткий номер и получите скидку на следующую покупку. Не забудьте указать, что отправив SMS, клиент дает свое согласие на получение информационной или рекламная рассылка смс. Закон предписывает, что идентификация абонента должна быть однозначной. Это говорит о том, что ФИО должно быть указано полностью. Согласие от Валентина, Ирины или интернет-пользователя dmr789 легитимным не является. Чтобы оформление согласия не отнимало много времени у клиента – заполните все поля о вашей компании и цель получения согласия заранее, чтобы абоненту осталось только поставить галочку напротив нужного пункта, вписать полные ФИО и номер телефона. Как доказать, что вы не верблюд? Доказывать, что согласие от абонента получено, придется именно заказчику SMS-рассылки. Подтвердить это просто при наличии анкеты, заполненной каждым из получателей сообщений собственноручно. В анкете, будь она бумажная или электронная, обязательно должны быть указаны полные ФИО абонента. Но чем больше данных о клиенте – тем лучше. По возможности укажите место жительства, номер и серию паспорта, номер мобильного телефона. Обязательно проставьте дату заполнения документа и не забудьте про пункт согласие на «хранение и обработку персональных данных». Согласие на обработку персональных данных и их передачу третьим лицам и на получение рекламно-информационных рассылок – это обязательные поля при получении согласия. Кстати, согласие, полученное при пополнении счета через терминал, не рассматривается как оформленное надлежащим образом, так как клиент не оставляет никаких персональных данных, кроме номера телефона. Не подойдет и вариант, когда в рассылку включается клиент, дисконтная карта которого зарегистрирована в системе CRM. Причина проста – клиент давал согласие на оформление карты, а не на получение сообщений. Но если в перечне условий получения дисконтной или бонусной карты прописано согласие на получение рекламных сообщений, то клиент автоматически дает согласие на участие в SMS-рассылке. Согласие считается оформленным некорректно, если указанный номер мобильного телефона не принадлежит человеку, подписавшему анкету. Проверить эту информацию можно по запросу сотовому оператору. Все согласия пользователей должны сохраняться, потому что может понадобится их показать, если клиент пожалуется на рекламную SMS-рассылку своему мобильному оператору или в ФАС. На заказчике рассылки также лежит ответственность за содержание сообщений – оно должно соответствовать положениям ФЗ «О рекламе» и других специальных законов, регулирующих определенные виды деятельности (например, «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»). Стоит отметить, что данные законы запрещают распространение информации о наркотиках и алкоголе. Также не допускается реклама кальянов, курительных трубок, зажигалок. А рекламировать БАДы и медицинские услуги можно лишь при оговорке – имеются противопоказания, проконсультируйтесь с врачом.