«Ё-мобиль» может и не стать настоящей машиной

«Ё-мобиль» может и не стать настоящей машиной

Опубликовано: 2011-09-24 После отставки Михаила Прохорова с поста руководителя «Правого дела» судьба его знаменитого детища – будущего ё-мобиля – вдруг стала туманной. В Петербурге решено отложить строительство подъездной дороги к заводу по производству ё-мобилей в поселке Марьино. Одни эксперты считают, что это простое совпадение, другие предполагают, что ё-мобиль может так и не родиться.

 

Управление Федеральной антимонопольной службы обнаружило, что документы к аукциону на право строительства дороги в Марьино составлены с нарушением закона. В результате аукцион на строительство дороги, которая должна была обойтись в 177 миллионов рублей, оказался отмененным. Правда, госзаказчик не согласился с таким постановлением УФАС: известно, что оно будет в скором времени оспорено, а также – что будет объявлен новый тендер. Но пока дорога не строится, а без нее завод по производству ё-мобилей, на торжественной закладке которого летом присутствовала Валентина Матвиенко, работать не сможет.

 

Известный петербургский адвокат, член партии «Правое дело» Игорь Кучеренко, утверждающий, правда, что он вот-вот выйдет из партии и присоединится к будущему новому движению Михаила Прохорова, не считает, что трудности, возникшие у ё-мобиля, напрямую связаны с политикой:

 – Хотя я не исключаю и такого развития событий, но пока что не могу утверждать категорически, что это «наезд» на Прохорова, надо в этом разобраться. Если это «наезд», то он совершился слишком быстро, слишком оперативно. Еще вчера антимонопольная служба якобы прекратила действие результатов конкурса, по которому сегодняшний подрядчик строит эту дорогу, а правительство обратилось в арбитражный суд с тем, чтобы это решение аннулировать. Но если это команда сверху, то не понятно тогда, почему правительство Петербурга стоит на стороне Прохорова. Очень мутная история, – считает Игорь Кучеренко.

 

Ё-мобиль не надо было и начинать, – уверен научный сотрудник Центра исследований модернизации петербургского Европейского университета Андрей Заостровцев:

 

– Как говорится, какая буква, такой и мобиль. Чтобы выйти на сверхнасыщенный международный рынок, надо было совершить какую-то научно-техническую революцию в автомобилестроении, потому что мы сегодня знаем, что даже признанные марки нерентабельны. Многие фирмы терпят убытки. В такой ситуации выходить на сверхнасыщенный рынок – это, конечно, было авантюрой с самого начала.

 

– Но ее же поддержали на самом высоком уровне?

 

– У нас много чего поддерживают. У нас чемпионат мира по футболу поддерживают, Олимпиаду, академика Лысенко в свое время поддерживали. Тот факт, что ее поддержали, скорее, говорит против идеи, а не за нее. Ничего не случилось. Прохоров перестал пользоваться покровительством Суркова и тех, кто над Сурковым, – вот и все, вот и конец ё-мобиля. Ё-мобиль – бюрократический проект, который не имел перспектив с самого начала, – сказал Андрей Заостровцев

 

Несколько иного мнения придерживается заместитель главного редактора журнала «Эксперт Северо-Запад» Владимир Грязневич:

 

– Если бы антимонопольную службу не возглавлял Игорь Артемьев, человек с известной репутацией, я бы был уверен, что отмена тендера по строительству дороги – это прямое следствие прохоровского демарша. Но Артемьев – человек, который заботится о своей репутации и не сидит в президиуме на съезде «Яблока» вместе с другими лидерами. Он понимает, что нельзя прислуживать Кремлю, потому что это повредит его коллегам по «Яблоку» и самой партии. Поэтому вполне допускаю, что это чистое совпадение. Тендеры у нас проводятся очень жульническими методами. Вороватые чиновники научились манипулировать тендерами, их проводить в пользу своих «придворных» компаний. Поэтому вполне может быть, что действительно здесь политики нет, а просто был жульнический тендер. А как воруют на строительстве дорог, мы тоже очень хорошо знаем. Но, конечно, очень подозрительно такое совпадение.

 

– А что можно сказать о судьбе самого ё-мобиля?

 

– Я не думаю, что это все обрушит. Проект самому Прохорову меньше нужен, чем Путину. Потому что у нас действительно очень плохая ситуация в российском автомобилестроении, и, конечно, Путин что-то хочет противопоставить иностранцам. Я считаю, что Прохорова он уговорил на этот проект. Путин не будет рушить этот проект только потому, что Прохоров так себя повел. Тем более что и Путин не такой глупый человек: я вполне допускаю, что он предвидел нынешнюю ситуацию с Прохоровым.

 

А Прохоровым, по мнению Владимира Грязневича, тоже не так легко манипулировать, и если он сейчас во всеуслышание объявил, что его главная цель — отставка Суркова, значит, у него есть хоть некоторые шансы добиться его увольнения. Грязневич считает, что Прохоров не повторит судьбу Ходорковского и что его отставка из «Правого дела» не является крахом для проекта ё-мобиля.

Источник: svobodanews.ru