Маркетинг медицинских услуг

В настоящее время рынок маркетинг платных медицинских услуг — наиболее динамично развивающийся сегмент отечественного ИТ-рынка. Однако информация об этом рынке (его объемах, структуре, динамике) носит зачастую неполный и противоречивый характер. Действительно, маркетинговых агентств, специализирующихся на изучении российского ИТ-рынка, совсем немного, а компаний, регулярно проводящих исследования его ключевых сегментов, вообще единицы.

Маркетинг в сфере здравоохранения стремительно меняется в течение двух последний десятилетий.

В настоящий момент на российском рынке информационных продуктов и услуг в ИТ-секторе доминируют крупные многопрофильные компании, которые предлагают продукты и услуги по оптимизации процессов производства и управления на основе новых информационных технологий. Вместе с тем, следует отметить, что такие крупные компании, как правило, развиваются медленнее рынка, рост которого оценивается в 20-30% в год. Объяснением этому факту служит то, что ограниченный рыночный спрос на ИТ не позволяет компаниям расти такими же темпами. В этих условиях некоторые крупные ИТ-компании проводят политику рыночной экспансии, поглощают других участников рынка.

Целью курсового проекта является разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности ГБУЗ «Городская клиническая больница № 2» г. Оренбурга.

Объектом исследования в курсовом проекте является ГБУЗ «Городская клиническая больница № 2».

Предмет исследования — маркетинговая деятельность ГБУЗ «Городская клиническая больница № 2».

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

· рассмотрены место и роль услуг здравоохранения в экономике страны;

· выявлены особенности маркетинга медицинских услуг;

· определены предпосылки использования маркетинга в сфере здравоохранения и направления его развития;

· проведён анализ маркетинговой деятельности ГБУЗ «Городская клиническая больница № 2»;

· дана характеристика обслуживаемого населения и рассмотрены основные показатели врачебной деятельности ГБУЗ «Городская клиническая больница № 2» за три последних года.

· проведено маркетинговое изучение потребителей платных медицинских услуг ГБУЗ «Городская клиническая больница № 2»;

· по результатам исследований предложены пути совершенствования маркетинговой деятельности ГБУЗ «Городская клиническая больница № 2».

Теоретической базой исследования послужили работы В.А. Алексунина, Н.А. Алешина, В.Д. Маркова, Н.Г. Малахова, Н.П. Шамшурина и др., а также нормативные документы в области здравоохранения.

Информационной базой исследования послужили материалы деятельности предприятия ГБУЗ «Городская клиническая больница № 2», а также материалы, собранные в результате проведенных при участии автора маркетинговых исследований на рынке медицинских услуг.

1. Теоретические аспекты ИТ-услуг в сфере здравоохранения

1.1 Виды, типы, назначения ИС в сфере здравоохранения

Медицинские информационные системы (МИС) это программно-технический комплекс, который готовить и обеспечивает процессы собирания, хранения и обработки информации в области здравоохранения.